0+: почему делить книги на «взрослые» и «детские» уже неактуально

Границы между детской и взрослой литературой давно размыты: трагедия холокоста, изложенная в комиксах, не перестаёт быть менее серьёзной, равно как и золотой обрез с твёрдым переплётом не придают веса небрежной, наивной и плохо написанной беллетристике. Разделение книг на детские и взрослые теперь трудно объяснить и так же трудно понять сопровождающие их маркировки. 

«Гарри Поттер и проклятое дитя» стала самой продаваемой книгой 2016 года: за первые два дня только в США продали более двух миллионов экземпляров. Более того, «Проклятое дитя» успело войти в список самых продаваемых книг в истории. Но рекорд последней книги «Гарри Поттер и дары смерти», которую за первые сутки купили более восьми миллионов человек, ей побить так и не удалось. 

После всех очередей у магазинов и кинотеатров, состоящих сплошь из взрослых людей, после фейсбучного флешмоба #harrypotterand, после того, как учёный Элиезер Юдковский написал работу «Гарри Поттер и методы рационального мышления», все ещё остаются люди, которые считают, что серия о Гарри Поттере — это детские книжки. Даже после того, как сама Джоан Роулинг прямо разъяснила, что главная тема её книг — это смерть. 

Вероятно, история «Гарри Поттера» лучше, чем любая другая показывает: между взрослым и детским чтением нет никаких различий. Разделение литературы на детскую и взрослую вообще становится делом неблагодарным и труднообъяснимым. Почему так происходит? 

Современная массовая культура фундаментально инфантильна. Она рассчитана и на детей, и на взрослых, которые ведут себя как дети. Отчасти это происходит за счёт прямого вовлечения детей в потребление новых продуктов, отчасти за счёт возрастающей скорости производства нового в технологической и культурной сфере. 

В мире, где скорость производства нового, а за ней и скорость жизни, возросла в разы, опыт, до недавнего времени бывший гарантом авторитета, молниеносно обесценивается 

Это мир, где человек вынужден постоянно учиться, поскольку всё время сталкивается с новым. Учиться нужно быстро, так как волны нового накатывают одна за другой, поэтому на первый план в обучении выходит игровой элемент, непосредственно связанный с миром детства. 

Комиксы взрослым 

В связи с тем, что современный человек находится внутри культуры постоянного обновления, практически растворилось в небытие такое привычное для нас понятие как «молодёжный стиль». Сегодня «молодёжного стиля» попросту не существует. «Молодёжным» стало буквально всё: профессии, потребление, поведение и образ жизни. Молодость, способность быстро менять свою жизненную траекторию и учиться на ходу теперь вызывает куда больше доверия, чем опыт и обелённый сединами скептицизм. 

В мире, где сорокалетние люди дадут фору любому подростку в знании вселенной Marvel и DC, где существуют раскраски для взрослых и курсы по астрофизике и микробиологии для детей, а Google принимает на работу 14-летних, различение взрослой и детской литературы выглядит по меньшей мере странно. 

Сегодня ребёнку уже невозможно сказать: «Тебе ещё рано, ты не поймёшь». Пятилетние разбираются в технике лучше своих родителей, пока те катаются на скейте, шлют друг другу смешные стикеры в фейсбуке и смотрят Adventure Time. 

Ещё до «Гарри Поттера» человечество познакомилось с «Властелином колец», «Муми-троллями» и «Маленьким принцем». Книгами, которыми зачитывались миллионы вполне себе взрослых людей по всему миру. 

8 комиксов и графических романов для всей семьи 

Позже появилась своеобразная культура комиксов, разросшаяся до размеров гигантской глобальной индустрии, в которую вовлечены и которой увлечены огромные массы взрослого населения. 

Marvel и DC из серии книжек с картинками превратились в целые поп-культурные вселенные. По комиксам в Голливуде снимаются многомиллионные франшизы, а в магазинах, продающих иллюстрированные истории, теперь уже очень редко можно увидеть ребёнка. 

Терроризм и холокост — детям 

Общая инфантилизация культуры порождает и внешне обратные процессы и феномены, которые только подтверждают курс на стирание возрастных цензов. Например, появление книг, маркированных как детские, но освещающих проблемы, которые мы привыкли считать слишком серьёзными и сложными для несовершеннолетних. Например, «The Best Man» Ричарда Пека об однополых браках в современной Америке или «Towers Falling» Джуэлла Паркера Родса, посвящённая трагедии 11 сентября. 

В отношении комиксов главенствующим остаётся представление, что комикс — это несерьёзное, развлекательное, иллюстрированное, красочное, а следовательно, детское чтиво. Один из примеров, противостоящий этому предрассудку, — «Маус» Арта Шпигельмана. Он рассказывает о жизни польского еврея во времена Второй мировой, где нацисты и евреи представлены в виде кошек и мышей. Единственный комикс в истории, получивший Пулитцеровскую премию. 

Взрослый не значит серьёзный 

«Гарри Поттер», «Маус» Шпигельмана, легендарные комиксы Харви Пикара и Ральфа Бакши доказывают, что форма подачи не может главенствовать над глубиной и содержанием. 

Сегодняшний роман взросления — это не книга, где описан переход персонажа из детского во взрослое состояние. Это книга, где человек, неважно большой или маленький, сталкивается с серьёзными жизненными проблемами. 

Взрослое больше не равно серьёзному. Солидный возраст автора больше не гарантирует вам того, что написанная им книга будет наполнена серьёзными крупнокалиберными размышлениями и рефлексиями, равно как и юный возраст не предполагает за читателем известной степени глупости, наивности и восприимчивости исключительно к лёгким жанрам. Любой ребёнок, прочитавший и понявший, о чём написан «Маус» Шпигельмана, серьёзнее, чем 40-летний кидалт, не читающий ничего длиннее постов в пабликах «ВКонтакте». 

Почему лучше читать книги на бумаге 

Изложенная в картинках с подписью трагедия холокоста или терактов 11 сентября не перестаёт быть менее серьёзной, равно как и золотой обрез с твёрдым переплётом не придают веса небрежной, наивной и плохо написанной беллетристике. Отправляясь в магазин за новой книгой для своего ребёнка, друга или пожилых родителей, забудьте об условностях маркетинга и привычных тематических маркерах и градациях, сопровождающих мир любого букинистического заведения. 

Детство, зрелость и старость в литературной форме и содержании окончательно переплелись в единое целое. Открытия, талант и качество могут скрываться на любой, самой неожиданной для вас книжной полке, несмотря на то, сколько вам лет и через какой опыт чтения вы уже прошли. 

Екатерина Колпинец 
Источник: https://mel.fm/knigi/3480157-books_for_all

Поделиться: